Ульяна Баташова: «Сменить гражданство мне не предлагали»

25.12.2018
Ульяна Баташова-2

Новый лидер женской сборной России — о лучшем сезоне в карьере, жизни в Мексике, модельных съемках и перспективах в триатлоне.

Наталья Марьянчик, «Спорт-Экспресс»

Купила билеты и полетела в Мексику

- В этом сезоне вы заняли пятое место на взрослом чемпионате мира. В 24 года, без ярких прошлых достижений - для вас это сенсация?
- Результат хороший, это высшее мое достижение в карьере. Но считаю, что все довольно закономерно. Мы долго готовились к этому турниру, провели большую работу над всеми видами.
- Интересно, что чемпионат проводился в Мексике, где вы одно время жили.
- Я жила там пару месяцев, и это было два года назад. В Мексике самое главное — адаптироваться к условиям высокогорья. Поэтому все команды проводили перед чемпионатом сборы где-то в горах.
- Как получилось, что вы оказались в Мексике?
- Я ушла из Самарской области фактически в никуда. Личного тренера у меня не было, и нужно было искать какие-то варианты. Узнала, что с мексиканской сборной работает наш специалист еще советской школы Вахтанг Ягорашвили. Написала ему, он был не против меня взять, так что я просто купила билеты, села на самолет и полетела.
- Как адаптировались в экзотической стране?
- Местность там интересная, люди очень веселые, позитивные, постоянно поют и танцуют. Вкусная еда, масса свежих фруктов...  Жила я на спортивной базе наподобие нашего Новогорска. 
- Почему в итоге вернулись домой спустя всего два месяца?
- Это очень далеко от дома, и если оставаться, нужно было там жить постоянно и приезжать в Россию только на соревнования. Я была к такому морально не готова. Потом, я поняла, что Вахтанг сможет мне помочь не во всех видах пятиборья. К тому же, у него там было много детей, которые требовали внимания, и зарплату он получал как раз за занятия с ними. А я, получается, приехала просто в гости. Так что, когда в Москве нашелся тренер, я собрала вещи и вернулась. С Александром Яценко мы работаем до сих пор.
- Сменить гражданство вам не предлагали?
- Нет, таких предложений не было и я об этом даже не задумывалась. Нет мыслей выступать за другую страну. 

Мне написал шарлатан из Интернета

- Вы пришли в пятиборье из плавания и раньше испытывали сложности с бегом. Как удалось их решить?
- Мой тренер Александр Яценко, помимо того, что занимается триатлоном, раньше был легкоатлетом и бегал в одной группе с Юрием Борзаковским. Поэтому он замечательно разбирается во всех нюансах, и мы постепенно сумели подтянуть комбайн. Считаю, в этом сезоне я в нем заметно прибавила.  
- Расскажите историю, как Яценко устроил дуэль с другим наставником за право вас тренировать?
- Мне написал какой-то непонятный человек: мол, давай я тебя потренирую, и станешь лучше бежать. Хотя, по-моему, этот мужчина бежит даже хуже, чем я. Тренер ему ответил: «Хочешь тренировать Ульяну? Тогда обгони меня!» Сейчас в интернете развелось полно шарлатанов, которые придумывают себе достижения и притягивают людей, которые стремятся заниматься бегом или просто здоровым образом жизни. В итоге, любители платят деньги, порой довольно большие, а потом получают травмы и вообще уходят из спорта.
- Дуэль в итоге состоялась?
- Нет, конечно! Тот человек, наверное, думал, что меня тренирует какой-нибудь старичок. Когда он узнал, за какое время бежит мой тренер, сразу сказал: «Ну нет, это нечестно!» Мы ему дали неограниченное время на подготовку, хоть три года. Но он ответил, что не побежит, а то будет позор.
- Вы одно время тренировались вместе с экс-чемпионкой мира Гульназ Губайдуллиной. Она для вас — самый принципиальный соперник?
- Принципиальных соперников для меня нет. В фехтовании, например, не получится настроиться на сильного соперника и на одной ноге победить слабого. Там можно проиграть абсолютно любой, и это напрямую скажется на итоговом результате. Когда занимались у одного тренера, мы с Гулей часто виделись, вместе жили на базе. Сейчас у нас разные наставники, и пересекаемся только на командных сборах.
- В женской сборной после этого сезона сменился старший тренер. Для вас это важно?
- В пятиборье старший тренер — это скорее менеджер команды. Он создает лучшие условия, выбирает места сборов, оценивает подготовку... Но непосредственно он никого не тренирует и не должен этого делать. Лично я не совсем понимаю, почему убрали Марину Сергеевну Колонину. С ее приходом повысились результаты, Гуля выиграла золото чемпионата мира, в команде мы выступали хорошо. Да и в этом году я не могу сказать, что были провалы.
- Что почувствовали, когда в этом сезоне впервые в карьере стали призером этапа Кубка мира, заняв третье место в Софии?
- Это был переломный момент в сезоне. Начала выступать довольно живо, но потом что-то пошло не так. Я психологически не чувствовала себя комфортно даже на тренировках. Было ощущение, словно силы заканчиваются. А это призовое место помогло вернуть уверенность в себе. Я поняла, что действительно могу выступать сильно.

Олимпийскую дистанцию в триатлоне пройду хоть завтра

- Учитывая, что ваш тренер параллельно занимается триатлоном, нет мыслей попробовать себя на «железной» дистанции?
- Я уже на протяжении двух лет пытаюсь заявиться хотя бы на спринт. В этом году на триатлоне в Сочи я даже была в качестве зрителя. Было очень здорово, но к сожалению, триатлон пока не совпадает с графиком моих соревнований в пятиборье. Все-таки жертвовать своим основным видом спорта ради триатлона я пока не готова.
- Как думаете, какую максимальную дистанцию могли бы преодолеть в триатлоне прямо сейчас?
- Тренер говорит, что спринт или олимпийку я сделаю хоть завтра. Но Ironman все-таки требует специальной подготовки. Если выйти на него с листа, это будет либо ужас и мучение, либо я просто не доеду.
- Вы довольно активны в соцсетях, у вас много подписчиков. Стремитесь к популярности?
- Мой вид спорта крайне не популярен, о нем вообще мало кто знает. Поэтому на какие-то съемки зовут крайне редко, но если это происходит, конечно, я соглашаюсь. Мне многие пишут, что раньше даже не знали о существовании пятиборья. А одна девочка рассказала, что благодаря мне приняла решение перейти в пятиборье из триатлона. Я всем по возможности отвечаю, даю советы, рассказываю, что это можно и нужно пробовать. Если хоть один человек узнает о пятиборье от меня и начнет им заниматься, значит, это все уже было не зря.