Что на самом деле произошло на олимпийском пятиборье?

25.08.2021
Лошадь и Шлой-3

Олимпийский турнир по современному пятиборью – а особенно его конкурный этап – в этом году привлек большое внимание и широкой общественности, и профессиональных конников, и зоозащитников… О том, что произошло в Токио, мы поговорили с конкурным тренером олимпийской сборной России по пятиборью Виктором Седельниковым.

Портал Gold Мустанг

- Как в целом был организован конноспортивный этап пятиборного турнира на Олимпиаде в Токио?
- Арена была вполне достойная – на футбольном поле, с травяным грунтом. Организация тоже в целом была хорошей. Единственное, пожалуй, не все лошади подходили для пятиборцев. Протаскивание (тестирование на пригодность к преодолению маршрута под всадниками-пятиборцами – прим. ред.) они проходили под профессиональными конкуристами, но это не значит, что на этих лошадях может проехать пятиборец.

- Мы все помним случай с немецкой спортсменкой Анникой Шлой. На этой же лошади выступала и наша Гульназ Губайдуллина. Расскажите об этом?
- Даже по протаскиванию было видно, что, хотя эта лошадь прошла маршрут чисто, она достаточно тяжелая, чуть не увезла всадницу в одном проезде, еле-еле они прыгнули тройную систему. Было понятно, что лошадь непростая. Но так как она прошла, отказаться от нее не было никаких оснований. Гульназ сделала одну закидку на седьмом барьере, до него она ехала чисто, затем снова чисто прыгнула седьмой и восьмой барьер и на девятом чухонце, ближе к выезду с поля, лошадь сделала вторую закидку, после чего замкнулась. Все знают, что наказывать лошадей на таких крупных соревнованиях не допускается. Поэтому тут от всадника уже ничего не зависело, лошадь замкнулась и больше никуда не пошла.

- А у Шлой была возможность на этом основании поменять ее?
- Тут сложная ситуация, так как лошадь замкнулась, а не встала и не сделала закидку на самом барьере. Лошадь снимается если делает четыре закидки, но фактически этого не произошло. С Гульназ судьи подождали, пока прошло двойное время, и сняли ее за превышение нормы времени. Хотя по результатам коня, которые мы получили на следующий день, у нее в листе было прописано три закидки на девятом барьере. Но на результаты это не влияет – если она снята, она все равно получает «ноль» за вид. А в случае с немецкой командой, я думаю, что можно было побороться – или хотя бы попробовать – заменить лошадь. Но, я думаю, они этого не сделали, потому что в правилах четко прописано – четыре закидки. Двойное время не считается основанием для замены лошади.

- Как бы вы оценили предоставленных лошадей – насколько равного уровня они были, какие-то сложные ситуации возникали у других спортсменов на турнире?
- Сложных ситуаций было много, но это происходит на каждой Олимпиаде. Не только наша Гульназ и немка получили «ноль». И в женских, и в мужских соревнованиях несколько человек были сняты за закидки. Для Олимпиады это стандартно, потому что сложные лошади попадаются всегда. Уровень предоставленных лошадей в Токио я бы оценил так: половина – самовозы, которые выручают, прыгают из любого положения, как бы ни подошли к барьеру и как бы спортсмен ни сидел, 30 % «рабочих», с которыми уже профессионализм всадника влияет – они могут и достаточно неплохо отпрыгать – делают повалы, но не встают жестко, если только уж всадник совсем не ошибся. А 15-20 % было совсем сложных лошадей. Конечно, таких коней, как попался Гульназ и Аннике, я считаю, не должно быть на соревнованиях по пятиборью такого высокого уровня.

- Что-нибудь про этого коня – Сэйнт Боя – вам известно?
- Как мне сказали, эта лошадь была куплена японцами за границей 4-5 лет назад, она прыгала под японским конкуристом маршруты 130 см, один или два турнира до 140 см – не чисто, но до конца, и была один раз снята с соревнований, но неизвестно, по какой причине – по вине лошади или всадника.

- От России в Токио выступило три пятиборца. Что бы можете сказать о лошадях, которые достались Александру Лифанову и Ульяне Баташовой?
- У Баташовой была достаточно хорошая лошадь, активная, на ней достаточно было ехать правильным галопом, не нестись, она прощала какие-то ошибки по дистанции и была достаточно аккуратной. Проехала Ульяна с одним повалом – это, я считаю, достаточно хороший результат для такого маршрута.

- То есть ей, можно сказать, повезло с лошадью?
- Да. Вообще, дисциплина конного спорта в пятиборье – это всегда вопрос везения: какая лошадь выпадет на жеребьевке, хорошая или не очень – как повезет. У Лифанова была честная лошадь, но не очень «чистая» – по протаскиванию сделала два повала. Конь большой, массивный и тяжелый. Я смотрел его еще у немецкого спортсмена на разминке (Лифанов ехал на этом коне вторым всадником) – достаточно активный был, а когда сел Александр, то кое-как поднялся в галоп и еле ноги переставлял. Тяжело было лошадке, но немецкий всадник три повала привез на ней, и Александр тоже три повала. Между гитами перерыв ведь всего 10 минут, и второй гит для этой лошади, я считаю, уже было тяжеловато прыгать – может быть, недостаточно физически подготовлена для этого. Хотя, надо сказать, после первого гита всем лошадям там было нелегко – жарко и душно, несмотря на то, что соревнования проходили вечером.

- Насколько погодные условия – жара, влажность – повлияли на то, как выступали лошади на этой Олимпиаде?
- Не сказать, что температура была критической – в пределах 20 – 28 градусов. Лошадям тяжело, но ничего не поделаешь, все знали, что в это время в Японии будет сложно.

- Если вернуться к инциденту с немецкой всадницей, ее тренер была отстранена. Как вы считаете, она совершила что-то недопустимое?
- В СМИ понаписали об этом, конечно, слишком много. Если говорить по делу, то тренер не имеет права никак помогать всаднику. А когда всадница во время выступления подъехала к ограждению, где стояла тренер, та под влиянием эмоций – даже не ударила – а, скорее, дотронулась до крупа лошади. По факту для лошади это ничего не значило, но по правилам она не имела права к ней прикасаться. Вот за это ее и отстранили на самом деле. Никакого «жестокого обращения» там не было зафиксировано.

- Как вы считаете, вся эта ситуация с обсуждением правил пятиборья будет иметь последствия, или все утихнет?
- Я думаю, будет. В пятиборье есть много всадников, которые, мягко говоря, слабо сидят в седле. Для пятиборцев (на Олимпиаде) был достаточно высокий маршрут. Если бы они прыгали, скажем, до 110 см, было бы проще и для лошадей, и для самих пятиборцев. Проблема еще и в том, что не у всех пятиборцев, включая нашу команду, есть лошади, на которых можно тренировать такие маршруты олимпийского уровня. Они прыгают последние два-три года в основном 110 см по всем турнирам, включая Европу, финалы, мир. Единственный сложный конкур был в 2019 году в том же Токио – там стояло неплохо, примерно так же по высоте. Поэтому всадник часто выезжает неподготовленный. Так что, я считаю, что маршрут пониже был бы легче и для пятиборцев, и для лошадей, и разброс в результатах был бы не такой значительный. |