Андрей Моисеев: «В Каире нас ждёт ад!»

21.08.2017
Андрей Моисеев

Собеседником Лайфа стал знаменитый российский пятиборец, двукратный олимпийский чемпион Андрей Моисеев.

Оксана Шмидт, Life

До старта чемпионата мира по современному пятиборью остался всего один день. О том, чего ждать от турнира, Лайфу рассказал главный тренер сборной Андрей Моисеев.

— Федерация современного пятиборья России — это авторитетная федерация, а наши спортсмены — одни из лидеров современного пятиборья, — рассказал 38-летний наставник. — И, конечно, мы ставим перед собой максимально высокие задачи.

Однако загадывать не хочется, так как мировое пятиборье выросло. Даже те страны, которые раньше неважно выступали, сейчас показывают очень неплохие результаты на крупных турнирах. И с каждым годом нам всё сложнее завоёвывать медали высшей пробы. Но могу вас заверить, что мы будем бороться за награды в каждой дисциплине. Для этого у нас есть всё!

— Главная надежда — это, конечно, олимпийский чемпион Рио Александр Лесун?

— Безусловно! Александр — лидер нашей команды, который на протяжении долгого времени доказывает всему миру, что он является сильнейшим пятиборцем планеты, олимпийским чемпионом и чемпионом мира. С ним, естественно, мы связываем свои самые радужные перспективы на этом чемпионате мира.

Однако мы стараемся задействовать и молодёжь. Федерация ведь должна развиваться. Безусловно, молодым спортсменам будет сложнее конкурировать с мировыми пятиборцами. Тем не менее, при определённых обстоятельствах всё может для них сложиться удачно.

— При каких таких обстоятельствах?

— Каждый спортсмен знает, какие у него недочёты, какие дисциплины надо подтянуть. И если парни решат свои проблемы к чемпионату мира, всё, как говорится, сложится, то они тоже, конечно, смогут претендовать на самые высокие места, в том числе и на командную медаль.

— Очень неплохо на недавнем чемпионате Европы выступил Кирилл Беляков. В тандеме с Гульназ Губайдуллиной он завоевал золото микста. Будете на него рассчитывать на чемпионате мира?

— Сейчас рано о чём-то говорить. Микст, конечно, в Каире будет, но состав на эту программу мы будем озвучивать непосредственно перед стартом. Как правило, мы формируем команду за день до выступления. Понимаете, ситуации бывают разные — у атлетов могут быть травмы, не очень качественные кондиции или банальная усталость. В общем, у нас будет возможность манёвра прямо на месте. Поверьте, мы выставим самую сильную команду, которая на тот момент у нас будет.

Очень хотелось бы сказать про Кирилла. Парень начал прогрессировать, что не может не радовать. Но выступление с Гульназ на чемпионате Европы — это первый его такой позитивный и удачный старт. Раньше Кирилл ни разу не попадал в финал даже на мужских соревнованиях. Надеемся, что чемпионат Европы в Минске стал для него некой отправной точкой, после которой он начнёт показывать стабильные серьёзные результаты на разных турнирах.

Чемпионат мира станет для него проверкой на прочность. Если он хорошо себя проявит в Египте, то мы будем понимать, что удача на Европе не была случайностью или простым стечением обстоятельств.

— Поживём — увидим. Но вернёмся к Лесуну. Будут ли на чемпионате мира у него опасные соперники?

— У Александра будет очень высокая конкуренция, несмотря на то что он олимпийский чемпион. Скажу больше, сразу несколько стран претендуют на победу в чемпионате мира — это представители венгерской команды, немецкой, а также англичане. Порядка 10–12 человек будут бороться за первую тройку. Александр это понимает, но, слава богу, с ним сейчас всё хорошо. Он, на мой взгляд, находится в достаточно неплохой кондиции.

— Настолько неплохой, что даже с отравлением выиграл чемпионат Европы в Белоруссии…

— Да, даже с отравлением. Так что, если всё будет в порядке, ему и карты в руки.

— Резюмируем: программа максимум — это медаль в каждой дисциплине…

— Да, мы же оптимисты и максималисты. Но это большой спорт, и, помимо того что ты хорошо готов, могут быть хорошо готовы и соперники. В пятиборье же может произойти всё что угодно. Что тут скажешь: специфика вида спорта. Взять хотя бы ту же верховую езду. Она порой складывается непредсказуемо.

— Вы сейчас о лошадях говорите?

— И о них в том числе. Лошадь ведь может сыграть со спортсменом злую шутку или, наоборот, помочь выступить.

Самый сложный соперник — это ты сам!

— После чемпионата Европы в Белоруссии Гульназ Губайдуллина рассказала, что с командой работают психологи. Поедут ли они на чемпионат мира?


— Скорее всего, нет. Понимаете, польза от психологов, конечно, есть, но она довольно иллюзорна. Приведу в пример ту же Гульназ. Не так давно она рассказывала о том, как хорошо ей работается с психологом, что она хорошо выступает, но через несколько недель после этого она показывает на соревнованиях неважные результаты.

Не в обиду психологам скажу, что психология — это такая наука, которую тяжело пощупать и оценить, насколько она помогает или вредит. Да, это некий рычаг воздействия, некая подмога тренеру или спортсмену, но почувствовать ощутимую пользу от работы со специалистом сложно.

— В ваше время с командой никакие психологи не работали. Как вы настраивались на важные старты? Что вам помогало?

— Сложно сказать. Большую роль играет тренировочный процесс и правильное исполнение технических элементов. Если ты чувствуешь, что ты находишься в отличных кондициях, то приходит уверенность в своих силах, а это уже полдела. К сожалению, многие молодые ребята в команде говорят о некой виртуальной психологической неготовности к крупным стартам. А я, как тренер и двукратный олимпийский чемпион, вижу только погрешности в тренировочном плане. То есть сначала физика, а потом лирика.

Считаю, что психология — это очень индивидуально. Нужно уметь с собой разговаривать и договариваться, потому что самый сложный соперник — это ты сам. В стрессовой ситуации ты должен заставить себя встряхнуться и исполнять элементы правильно. Если ты не умеешь с собой договариваться, обращаешь внимание на посторонние вещи, смотришь на соперников, то гармония, которая позволяет достигать наивысших ступеней пьедестала, исчезает.

— Вам иногда приходится выполнять функцию психолога?

— На самом деле психологом может стать и личный тренер спортсмена, и друг, и родители… Если у тебя есть возможность с кем-то поговорить, выговориться — это уже помощь.

В Каире нас ждёт пятидесятиградусная жара

— Как скоро команда улетает в Каир? Понадобится ли ребятам некоторое время для адаптации?


— На мой взгляд, место проведения турнира выбрано крайне непредусмотрительно. Нас там ждут нечеловеческие условия. Август в Каире — это пятидесятиградусная жара, настоящий ад, пережить который спортсмену будет непросто. Это очень тяжёлые условия. Однако времени на какую-то мало-мальскую акклиматизацию нам не потребуется, так как разница во времени между Египтом и Россией небольшая. А к жаре адаптироваться невозможно. Ты либо живёшь в такой жаре, либо — нет.

Остаётся надеяться на хорошую функциональную подготовку наших спортсменов. Думаю, что они должны выдержать такую нагрузку: и психологическую, и физическую, и климатическую, к сожалению.

Мне приходилось выступать в таких условиях неоднократно, но если человек правильно настроен и физически готов, то на такие мелочи, как жара, внимания не обращает!

— В Турции бродит вирус Коксаки. В Египте никакие болячки не гуляют? И будут ли ребята как-то прививаться?


— (Смеётся.) Честно говоря, не озадачивался этой темой — проблем и так хватает. От этого уберечься невозможно. Либо судьба, либо — нет.

— С жарой разобрались, с вирусами — тоже. Питание ребят ждёт экзотическое?

— С питанием проблем не будет. Отели, в которых мы будем жить, достаточно высокого уровня. Поэтому помимо местной кухни нам будет предложена и европейская. Там, как правило, шведский стол, на котором можно будет найти те продукты, которые знаешь.

Ребята у нас опытные в этом плане, с ними не раз проводились беседы на тему еды. Они прекрасно знают, что кушать надо только то, что знакомо, не налегать на экзотические блюда и фрукты. По крайней мере, до старта. Потом можно есть всё что хочешь.

— А как насчёт безопасности? В Каире сейчас не очень спокойно.

— Как правило, соревнования в Каире проходят на военных базах, соответственно, с безопасностью там нет никаких проблем. Надеюсь, что неприятностей не произойдёт.

— Когда команда вылетает на соревнования?

— У нас ступенчатый выезд — с 20 по 23 августа все будут в Каире. Первыми полетят участники эстафет.

В Каир возьмём юниоров!

— Андрей Сергеевич, долго определялись с составом команды на чемпионат мира?

— С лидерами команд мы определились сразу. Мужчины — Александр Лесун и Кирилл Беляков. Женщины — Гульназ Губайдуллина и Ульяна Баташова. Они точно выступят в лично-командном первенстве. А вот выбор остальных участников нам дался непросто.

Итак, в лично-командном первенстве помимо Александра Лесуна и Кирилла Белякова выступят Александр Савкин и Данил Калимуллин. В эстафете вместе с Калимуллиным выступит Илья Фролов. В лично-командном первенстве у женщин на старт выйдут Гульназ Губайдуллина, Ульяна Баташова, Екатерина Хураськина и Анна Буряк.

— Из юниоров кого-нибудь в Каир берёте? Блестяще выступили недавно на юниорском чемпионате мира девочки — Аделина Ибатуллина и Ксения Фральцова.

— Да, мы планируем выставить Ксению Фральцову и Аделину Ибатуллину в эстафете на взрослом чемпионате мира. Эмоционально они сейчас находятся на подъёме. От них, с одной стороны, ничего не ждут, с другой, это всё-таки взрослый чемпионат мира и всё в их руках. Дай бог, чтобы у девочек всё сложилось.

Напомним, чемпионат мира по современному пятиборью пройдёт в Каире с 21 по 29 августа.