Хет-трику Павла Леднёва – 50 лет!

24.11.2025
Павел Леднев-1

На днях исполнилось 50 лет победе Павла Леднёва на чемпионате мира 1975 года в Мехико. Титул сильнейшего на планете он выиграл в третий раз подряд. С тех пор ни одному пятиборцу не удалось сделать этого более двух раз кряду.

Пресс-служба ФСПР

ГОРЫ И СМОГ
Чемпионат мира 1975 года было доверено провести Мехико. Это означало, что турнир пройдет в экстремальных условиях – на высоте 2240 метров над уровнем моря, да еще и в условиях смога, которым в те годы славился этот город. Вот что писал в те дни корреспондент «Советского Спорта» на турнире Анатолий Коршунов: «Ни единого движения воздуха. С утра над городом повисает сизая дымка. Откровенно пахнет бензином, режет глаза». Кроме того, мексиканцы несколько раз сдвигали сроки турнира, и в итоге он прошел в середине ноября. Это тоже не способствовало подводке спортсменов к турниру.
За год до этого, на чемпионате мира в Москве, советские пятиборцы показали результат, который невозможно превзойти. Они заняли весь пьедестал почета в личном первенстве («золото» - Павел Леднёв, «серебро» - Владимир Шмелёв, «бронза» - Борис Онищенко), и, естественно, выиграли и командный турнир. 32-летний Леднёв и 29-летний Шмелёв отправились и в Мексику. А вот Онищенко, которому исполнилось 38, руководство сборной решило на этот раз оставить дома. На третье место в команде претендовали 25-летний Борис Мосолов, выигравший в том сезоне несколько соревнований, и 27-летний Леонид Иванов, за плечами которого был победный для сборной СССР чемпионат мира 1971 года, а также «серебро» Спартакиады народов СССР-1975. В итоге тренеры предпочли более опытного Иванова.


СКОТИНА, БЕСПОКОЙНАЯ И СЕСИЛИЯ
Для нашей команды в Мехико все пошло наперекосяк с самого начала. Мексиканцы хотели удивить весь пятиборный мир, предоставив каждому из 46 участников турнира своего коня и провести соревнования по верховой езде в один гит. Вот только найти полсотни должным образом подготовленных коней у них все же не получилось, и некоторым из участников достались откровенные клячи. 
Первым из советских пятиборцев жребий тянул Владимир Шмелёв. Он вытянул 13-й номер, под которым значился мерин по кличке… «Скотина». Павлу Леднёву досталась Беспокойная, которая позже доказала, что так ее назвали не зря. А когда на жеребьевку отправился Иванов, то вообще начались чудеса. Сначала он вытащил номер, под которым вообще не оказалось лошади. Вторая попытка закончилась тем, что Леонид получил хромую кобылу. И лишь с третьего раза ему досталась каким-то чудом допущенная к соревнованиям Сесилия – невысокая, слабая, но своенравная лошадка. 
А кому-то со жребием повезло. Сразу семь пятиборцев набрали в конкуре максимальные 1100 очков. Среди них были венгр Тамаш Канчал, британец Джим Фокс, которых относили к главным соперникам советских пентатлетов. Неплохой результат показал и Шмелёв, укротивший Скотину – 1044 очка. Леднёв набрал «рабочие» 972 балла. А вот Иванов… Слово очевидцу тех событий Анатолию Коршунову: «То, что Иванов и Сесилия не нашли общего языка, выяснилось на первом же препятствии. Лошадь отказалась его преодолевать. И началось: хлыст, отчаянная борьба. С закидками и повалами, злой и сжигаемый досадой Иванов трудно продвигался к финишу». В итоге он все же финишировал, но набрал лишь 392 очка, что отбросило нашу команду на последнее 15-е место с отставанием от лидеров в 856 баллов.


ШПАГА И ПИСТОЛЕТ
Неудача первого дня не выбила наших пятиборцев из колеи. Напротив, заставила собраться. И следующий вид программы, фехтование, показал, что «советских» рано сбрасывать со счетов. Шпагой наши пятиборцы владели виртуозно. Леднёв стал лучшим – 1048 очков, Иванов показал третий результат – 976, Шмелёв оказался 12-м – 856. В командном зачете сборная СССР переместилась на 10-е место сократив отставание от лидировавших венгров до 462 очков. А в личном первенстве Павел Леднёв вышел на третью позицию. От лидера, Тамаша Канчала, его отделяло 80 баллов, Фокс опережал нашего пятиборца на 56 очков.
В третий день турнира выяснилось, что советские пятиборцы прекрасно владеют не только холодным оружием, но и огнестрельным. В те годы еще не было комбинированного вида, и стрельба из пистолета, как и бег, являлись отдельными дисциплинами пятиборья. 
Блестяще стрелял Леднёв. В каждой из четырех серий он допустил по одной «девятке», остальные пули отправив в «яблочко» - 196 очков, что принесло ему 1044 балла. Такой же результат показал и Иванов. Достойно выступил и Шмелёв – 192 очка. А вот конкуренты Павла Серафимовича были небезупречны. Фокс выбил 193 очка (978 баллов), Канчал – 190 (912). И после третьего дня турнирную таблицу возглавил Павел Леднёв! Набрав 3064 очка, он на 10 баллов опережал Фокса и на 52 – Канчала. А в командном зачете сборная СССР поднялась уже на третье место. Правда, отставание от команды Венгрии по-прежнему было велико – 340 баллов.


КАНЧАЛ, ФОКС И ЛЕДНЁВ
Плавание на 300 метров не было «коньком» нашей команды. А тут еще лучший ее пловец, Владимир Шмелёв, не учел особенностей высокогорья. Он, говоря словами Владимира Высоцкого, «на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спекся». Первую «сотню» проплыл за 1.07, вторую – за 1.14, третью – за 1.22, и 3.43,5 в итоге. А потом еле-еле выбрался на бортик бассейна и долго сидел, привалившись к стартовой тумбочке. Леднёв и Иванов показали «свои» результаты – 3.49,2 и 3.52,1 соответственно.  Павел Леднёв сохранил лидерство в личном первенстве, но конкуренты были совсем рядом. Канчал проигрывал ему 16 очков, Фокс – 22. Учитывая, что каждая секунда в кроссе на 4 километра в то время стоила 3 очка, получалось, что лидер сборной СССР не должен был проиграть венгру более 5 секунд, а британцу – более 7 секунд. В командном первенстве нашей сборной предстояла борьба за третье место со сборной ФРГ, которой мы уступали 190 очков. 
Противниками Леднёва были не только Канчал, Фокс, смог и высокогорье, но и трасса, которую организаторы постарались сделать максимально сложной. «Со старта – по стадиону. Недолгий спуск и до отметки 3 км относительно ровная дистанция. Но грунт! Кочки, цепкая густая трава, и это в глубокой лощине, по которой петляет ручей, временами разливающийся в целые озёра… Картину дополняют два крутых лобовых подъема, следующие один за другим на последнем километре, а дальше длинный тягун к финишу. Да еще и солнце в этот день, как назло, палило нещадно», - так описывал дистанцию бега «Советский Спорт».
Канчал стартовал 21-м, Леднёв – 35-м, Фокс – 38-м. В те времена еще не было системы с гандикапом, и о том, кто же победил, узнавали только после того, как судьи занесут в протокол время последнего участника. Венгр начал быстро. Но ближе к финишу силы его почти оставили. На последних подъемах он уже не бежал – шел. Леднев на отметке «3 км» проигрывал венгру 4 секунды, но выглядел свежее. А вот Фокс на этом же рубеже опережал Павла Леднёва аж на 11 секунд. А для победы ему хватало и восьми…
Но вот финиш. Леднев заканчивает бег лидером. Канчал проиграл ему 5 секунд. И вот Фокс. Нет, не Фокс, а только тень Фокса приближается к финишу. Он едва переставляет ноги. И после финиша без сил падает на руки товарищей по команде. Результат на 6 секунд хуже, чем у Павла Леднёва. На последнем километре Джим Фокс проиграл нашему пятиборцу 17 секунд! А это значит, что Павел Леднёв в третий раз подряд завоевал золотую медаль чемпиона мира! И в его честь над стадионом поплыли звуки вальса «Дунайские волны»…
В командном первенстве венгры и американцы остались недосягаемы. Но сборная СССР в беге сумела опередить команду ФРГ и завоевать бронзовые медали. 

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Мехико (Мексика), 15 – 19 ноября 1975
Личное первенство
1. Павел Леднёв (СССР) – 5056 очков.
2. Тамш Канчал (Венгрия) – 5025. 3. Джим Фокс (Великобритания) – 5016. 4. Тибор Марачко (Венгрия) – 4924. 5. Владимир Шмелёв (СССР) – 4889. 6. Бенгт Лагер (Швеция) – 4875… 40. Леонид Иванов (СССР) – 4354.
Командное первенство
1. Венгрия (Канчал, Марачко, Светислав Шашич) – 14 703. 2. США (Джон Фитцджеральд, Майкл Барли, Орбен Гринвальд) – 14 444. 3. СССР (Павел Леднёв, Владимир Шмелёв, Леонид Иванов) – 14 299. 4. Великобритания – 14 180. 5. ФРГ – 14 180. 6. Швеция – 14 019.